Сцена / Обзоры

В бананово-лимонном Пскове

24.09.2020 09:16|ПсковКомментариев: 1

О воздух декаданса, замешанный на сладкой мечте о рае вперемешку с горьким чувством финала, беспомощный всхлип блоковского балаганчика, старых патефонных пластинок и надломленных судеб, низложенных до сплетен о Прекрасной Даме Любе и ее русских вассалах. Уловить нотки упоительного аромата Серебряного века - это чудо. Возможность вдохнуть его полной грудью - чудо вдвойне. Такой подарок псковичам сделал народный артист России, ведущий актер Александринского театра Николай Сергеевич Мартон, представивший в рамках XXVII Пушкинского фестиваля концерт-спектакль «Вертинский. Русский Пьеро».


Томясь в ожидании спектакля в фойе Псковского драмтеатра, зрители гадали: что же им предстоит увидеть? Любая попытка передать манеру исполнения, в том числе узнаваемое грассирование Вертинского, его образы, которые живут в зрительской прапамяти до сих пор, заранее обречены - артист рискует скатиться в пародию или даже фарс.

Как же воплотить на сцене образ знаменитого шансонье, Белого Рыцаря-клоуна? Николай Сергеевич нашел виртуозный парадоксальный ответ на этот вопрос: воплотить, не повторяя его. Он последовал основному завету Серебряного века: жизнь есть то, что можно (и нужно) пересоздать, преобразить в искусство здесь и сейчас. 

Жизнетворчество началось с малого. Спектакль проходил не на Большой сцене, а в холле театра. Многим он знаком по белеющей в полумраке статуе Пушкина. На этот раз привычная обстановка была изменена: в пространстве, где обычно проходят выставки, появилось пианино и ноты, манекены со сценическими костюмами, ну а статуя обзавелась черным цилиндром, который в дальнейшем перекочевал на голову шансонье, распевающего свои «песенки». В кои-то веки пушкинский «памятник» был не просто фоном для селфи, а собеседником и полноправным актером. А еще мерилом - и Александр Вертинский абсолютно не проигрывал на фоне нашего все.

Вот же он - изящный, манерный, но при этом невероятно искренний, жалко-величественный, стоит перед псковской публикой. К слову, в нашем городе он бывал, и не раз. Впервые - в годы Первой мировой, в 68-м санитарном поезде «Всероссийского союза городов», где он служил медбратом. Во второй раз он приехал к нам с гастролями, в 1952 году. 22 июня он писал жене Лидии: «Здесь в Пскове много для тебя интересного. Вчера смотрел «Давмонтов Кремль» и Покровский собор 17-го века. Потрясающий иконостас высотой 77 метров. Иконы... – невозможной красоты. Уже бледные от времени и нежные... Богородицы – похожи на Уланову в балете... Легкие, неземные, парящие в воздухе... И очень много зеленой краски – блеклой, вроде фисташковой. Этот, точно какой-то весенний, фон дает впечатление необычайной легкости и чистоты. А авторы? Авторы неизвестны – «какой-нибудь монах трудолюбивый», как говорит Пушкин».

Спустя почти полвека он вновь появился, как в тумане или зеркале: стоит, держит в дрожащих руках ветхие ноты своей эпохи, задаваясь вопросом: зачем их издавали тогда? Чтобы они напомнили когда-нибудь о нем потомкам, которые забывают все, что неудобно помнить?

Певец проводит зрителя сквозь все перипетии российской - личной истории: лунные поэтогрезы, дальние страны, кафе-шантаны, мокрые бульвары Москвы, десятки жизненных историй. Сказок нет, признается его лирический герой, но так хочется - их, «глупеньких, детских, наивных, смешных». И он творит их на ходу, но тут же одергивает себя, грустно и иронически улыбаясь. Но тут же снова придумывает прекрасные миры. В этом постоянном движении - из рая в бездну и обратно - знаковая суть мироощущения рубежа веков, суть самого Вертинского, выросшего из блоковского «страшного мира».

В его стихах и песнях, как в волшебном коктейле, переливаются и смешиваются поэтические мотивы того времени: гумилевская красочность, ахматовская печаль, северянинская златолирная яркость. Но главным остается свое, о чем он сказал в одном из произведений:

Я всегда был за тех, кому горше и хуже,

Я всегда был для тех, кому жить тяжело.

А искусство мое, как мороз, даже лужи

Превращало порой в голубое стекло...

Без этих строк невозможно, наверное, понять, почему он стал медбратом (за годы войны он сделал 35 тысяч перевязок), как появилась его пробирающая до мурашек песня «То, что я должен сказать», которая стала одним из смысловых центров спектакля. «Я не стремлюсь повторить манеру Вертинского, но хочу рассказать о том, что близко и что волнует меня сегодня», - предупредил актер Николай Мартон в самом начале представления. Действительно, благодаря его искусству и мастерству слова Вертинского ожили, в них помимо того, серебряновекового смысла, проступил и нынешний контекст, и - вечный.

Мы ведь, оказывается, ничуть не изменились со времен кокаинеточек, сумасшедших шарманщиков и цирковых балерин. «Вы в курсе, сколько ему лет?» - шептались зрители в мгновения отдыха от слез и смеха, вызванных стихами и песнями Вертинского. И - побежал шок по залу: «Восемьдесят шесть!» Не может быть, повторила и я вслед за многими. «Это глыба, мощь. О чем вы говорите? Возраста нет!», - продолжали шептать в глубине полутьмы.   

***

Приветствуя Николая Сергеевича Мартона и представляя его псковской публике, художественный руководитель Псковского академического театра драмы Дмитрий Месхиев заметил, в частности, что вероятность включения нашей труппы в состав Национального театра России наряду с Александринкой велика. А значит, Псков сможет не только возить свои спектакли в культурную столицу, но и регулярно принимать постановки одного из лучших театров страны у себя.

Если «Вертинский. Русский Пьеро» - это начало, то у нас прекрасные перспективы. Собственно, Николай Сергеевич и намекнул в финале спектакля, принимая цветы и аплодисменты: «Следующий - будет еще лучше!!!»

Елена Никитина

ПЛН в телеграм
Сюжет: XXVII Пушкинский театральный фестиваль в Пскове Второй этап Пушкинского театрального фестиваля стартует в Пскове Один из главных театров России покажет спектакль на псковской сцене Театральным критикам понравилось проведение Пушкинского фестиваля в сентябре Андрей Пронин: Уход зрителей со спектакля - снобизм, возникающий от недокормленности Почта России доставит более 100 открыток с Пушкинского театрального фестиваля XXVII Пушкинский театральный фестиваль: От «Слова о полку Игореве» до… Тома Уэйтса Началась прямая трансляция открытой дискуссии «Национальный театр России: новая стратегия» Магадан как коан Писатель и литературовед Евгений Водолазкин станет гостем программы «Дело Луначарского» Пункт посткроссинга будет работать на Пушкинском театральном фестивале Эскиз о семье Болконских представят зрителям Пушкинского театрального фестиваля Шедевр фестиваля: «Пиковая дама» Евгения Князева покорила сердца псковичей В бананово-лимонном Пскове Корыто, полное любви: Театр кукол из Карелии открыл псковичам секрет семейного счастья Рок-кабаре «Пиковая дама». Том Уэйтс представляет XXVII Пушкинский театральный фестиваль открывается в Пскове Дмитрий Месхиев: Мы не возим на Пушкинский театральный фестиваль «нафталин» В программу Пушкинского фестиваля в Пскове не включили лекцию о русском мате Уличную программу отдельно разработают к следующему Пушкинскому фестивалю Псковичей приглашают посетить на редкость интересную выставку Чрезвычайно интересным назвал спектакль «О рыбаке и рыбке» Дмитрий Месхиев Уличные действа планируется вернуть в творческий обиход псковского театра Дмитрий Месхиев перечислил особенности Пушкинского театрального фестиваля «Рассказ о семи повешенных» представят в псковском театре На Пушкинском театральном фестивале покажут эскизы спектаклей по школьной классике Лекцию о «гражданине мира» прочтут псковичам 26 сентября О Пушкине и фольклоре расскажет псковичам театровед Станет ли псковский «Ревизор» лауреатом «Золотой маски», зрители узнают 30 октября Спектакль «Лавр» стал хедлайнером Пушкинского фестиваля по продажам Четыре дня осталось на покупку билетов со скидкой на спектакли Пушкинского фестиваля Премьеру моноспектакля «И смех, и грех» увидят псковичи в сентябре Моноспектакль «Пиковая дама» покажут на Пушкинском фестивале «Слово о полку Игореве» представит на Пушкинском фестивале Театр на Малой Бронной Билеты на Пушкинский фестиваль можно приобрести со скидкой 20% Спектакль по роману Евгения Водолазкина «Лавр» увидят псковичи в сентябре «Истории петербургского повесы» представят на Пушкинском театральном фестивале Спектакль «Вертинский. Русский Пьеро» увидят псковичи в сентябре В Пскове открыта продажа билетов на спектакль «Пиковая дама» Краснодарского театра драмы Открыта продажа билетов на спектакли XXVII Пушкинского театрального фестиваля Стала известна программа XXVII Пушкинского театрального фестиваля в Пскове «Особое мнение»: Дмитрий Месхиев о будущем театральных проектов и фестивалей в Псковской области Дмитрий Месхиев озвучил примерную дату открытия Пушкинского театрального фестиваля Начинается видеотрансляция программы «Особое мнение» с Дмитрием Месхиевым Дмитрий Месхиев выскажет «Особое мнение» о будущем театральных проектов и фестивалей в Псковской области
Лента новостей