В эфире радиостанции «ПЛН FM» и на сайте Псковской Ленты Новостей продолжается историко-просветительский проект автономной некоммерческой организации всестороннего развития молодежи «Сила юности» - «Потягнем за Отечество!». Его основная задача - в интересной, современной и доступной форме донести информацию о биографиях видных полководцев и государственников, защитников земли Псковской, разных времен и национальностей и их вкладе в защиту и укрепление России. Первые выпуски проекта были посвящены уроженке Псковской земли, святой равноапостольной княгине Ольге и князю Довмонту, который 33 года княжил в Пскове и дал свое имя целому «городу». Сегодня мы расскажем об Александре Чеченском, герое войны на Кавказе, «правой руке» знаменитого партизана Дениса Давыдова в период Отечественной войны 1812 года.
Александр Николаевич Чеченский (1780-1834) – чеченец по происхождению, кавалер многих российских орденов, генерал-майор. История генерала Александра Чеченского началась в конце XVIII века на Северном Кавказе. Одно из многочисленных сражений Кавказской войны развернулось возле селения Алды. В битве за село участвовал шестнадцатилетний прапорщик Николай Раевский, заметивший маленького мальчика. Будущий герой Отечественной войны 1812 года Раевский проникся жалостью к сироте и забрал себе на воспитание.
Александр Чеченский. Фото: Русская портретная галерея / «ВКонтакте»
Пятилетнего мальчика увезли к матери Раевского, которой он стал как сын. В новой семье будущему генералу дали имя Александр, отчество – Николаевич, а фамилию – Чеченский. Это было распространенной практикой – дворянские семьи часто брали на воспитание детей из мятежных регионов, именовали их по месту рождения и народу, к которому они принадлежали.
Интересно, что у Раевского был сын по имени Александр, и сохранившаяся переписка родственников немало запутала историков. Николай Николаевич добавлял неясностей, когда именовал в письмах Александра Чеченского по своему роду – Раевским.
Карьера Чеченского развивалась стремительно. Под влиянием своего крестного отца, он выбрал военную службу. В 14 лет Александр закончил Благородный пансион Московского университета – закрытое учебное заведения для юношей из дворян. Ранее здесь же учился сам Раевский.
После Москвы Александр Чеченский направился на Кавказ, где в чине вахмистра служил в полку своего крестного в Кизляре. В 16 лет он прапорщик, а в 24 года – подпоручик Нижегородского драгунского полка. В начале XIX века у России было немало вооруженных конфликтов на юге, и они не обошлись без участия Александра Чеченского. Крестник Раевского ходил в экспедиции на Каспий и сражался с османами в Причерноморье.
В 1805 году Чеченского перевели в Гродненский гусарский полк, где он командовал полуэскадроном. Он участвовал в боях с наполеоновскими войсками под Мышеницами, Гутштадтом, Аккендорфом, а также в изгнании противника за реку Посаржу. Мужество ротмистра Чеченского под Гутштадтом было отмечено золотым оружием «За храбрость». За отвагу под Прейсиш-Эйлау Чеченский был награжден орденом Св. Владимира IV степени с бантом.
В 1808 году он в составе корпуса Раевского участвовал в русско-шведской войне.
В период нашествия Наполеона на Россию Александр Чеченский уже в чине подполковника командовал 1-м Бугским казачьим полком. В Отечественную войну участвовал в битвах при Витебске, Смоленске и Тарутине. Полк Чеченского в составе кавалерийского корпуса атамана Платова участвовал в знаменитой Бородинской битве.
Главные заслуги Александра Чеченского связаны с партизанскими операциями, он был «правой рукой» Дениса Давыдова, но часто действовал совершенно самостоятельно. Партизаны стремительно нападали на врага, пленных отправляли под конвоем в организованные пункты. В общей сложности отряд Давыдова пленил около 3,5 тысячи французов. Из них половину можно записать на счет Александра Чеченского.
Легендарный гусар-партизан Денис Давыдов дал меткую характеристику Александру Чеченскому:
Крупнейшая партизанская операция 1812 года была проведена в деревне Ляхово. Тогда партизанские отряды Дениса Давыдова, Александра Фигнера и Александра Сеславина, объединившись с казаками Василия Орлова-Денисова пленили и перебили более трех тысяч французов. Действия Александра Чеченского в этой операции имели ключевое значение. Особой его заслугой стало освобождение Гродно.
О боевой доблести Чеченского Давыдов в своих «Боевых записках» пишет следующее: «Между тем, Чеченский с Бугским полком совершенно пересек путь атакованному французскому батальону, который, ожидая подкрепления, мнил до прибытия его удержаться в селе и открыл огонь на нас из изб и огородов. Кипя мщением, я вызвал охотников зажечь избы, в коих засел неприятель. Видя неминуемую гибель, батальон стал выбегать из села вроссыпь. Чеченский сие приметил, ударил и взял 119 рядовых и капитана в плен».
«В одно время ротмистр Чеченский встретил фуры с провиантом, ночевавшие в лесу по дороге от Вопки к Вязьме. Неприятель, приметя казаков, торопился становить обоз полукружием, дабы из-за него защищаться. Но Чеченский не дал им времени исполнить сего построения, ударил и овладел транспортом. Тогда прикрытие, состоящее из пехоты, бросилось в середину леса, продолжая огонь беспрерывный… Ярый Чеченский спешил своих, бросился в лес и ударил на неприятеля в дротики. Сей удалой поступок довершил поражение»
В заграничном походе 1813-1814 годов Александр Чеченский продолжал успешно действовать со своим полком. В битвах при Гросберене и Денневице ему довелось сражаться в составе Северной армии союзников, которой командовал шведский наследный принц и бывший наполеоновский маршал Бернадот. После битвы при Лейпциге его перевели в лейб-гвардии гусарский полк.
В последующем Александр Чеченский участвовал в освобождении от французов Нидерландов, получил чин полковника.
Под Лаоном, где превосходящие силы самого Наполеона обрушились на русский корпус Михаила Воронцова, Александр Чеченский был ранен в руку и ногу, но поле боя не покинул.
После взятия Парижа в марте 1814 года полковник Чеченский в свите царя, рядом с генералами Николаем Раевским и Денисом Давыдовым участвовал в торжественном параде победителей на Елисейских полях.
По возвращении из Франции полк Чеченского разместился в Царском Селе под Петербургом, рядом со знаменитым лицеем. Именно здесь могла состояться первая встреча его с Александром Пушкиным, чье знакомство продолжилось соседствованием в Псковской губернии: в Михайловском, как известно, бывал поэт, а в Бежаницах было имение Чеченского.
В 1822 году Александр Чеченский получил чин генерал-майора, но через два года подорванное многочисленными ранениями здоровье вынудило уволиться из армии. Скончался он в 1834 году в возрасте 54 лет и похоронен рядом со своим поместьем.
В Храме Христа Спасителя, воздвигнутом в честь спасения Отечества в 1812 году, на стене №16 в списке удостоенных ордена Св. Георгия высечено и имя Александра Чеченского.
В 1981 году писатель Умар Гайсултанов издал книгу «Александр Чеченский».
В 2012 году в Бежаницах Псковской области, где было имение Александра Чеченского, в торжественной обстановке открыт его памятник, инициаторами установки монумента являются российский публицист Марьям Вахидова и преподаватель Грозненского университета Шарип Окунчаев. В Грозном и поселке Бежаницы Псковской области есть улицы имени Александра Чеченского.
Историко-просветительский проект «Потягнем за Отечество!», инициатором которого выступила автономная некоммерческая организация всестороннего развития молодежи «Сила юности», реализуется при поддержке правительства Псковской области.