Новости партнеров
Общество

Псковские медиа: В зеркале итогов

06.12.2019 12:31|ПсковКомментариев: 0

Псковская Лента Новостей завершает цикл публикаций, посвященных современному состоянию регионального медиапространства.

С начала ноября на сайте ПЛН вышло пять аналитических статей - и каждая из них вызвала множество откликов у читателей, журналистов, экспертов, пользователей социальных сетей. Одни из них поддерживали сделанные нами выводы, другие - возражали и не соглашались. На это мы хотели бы напомнить, что в основе всех публикаций лежат результаты исследования, проведенного в августе-сентябре 2019 года экспертами Центра социологии и региональной политики Псковского государственного университета. Это первое за многие годы профессиональное изучение рынка псковских масс-медиа.

Таким образом, в основе наших материалов - цифры и факты. Не соглашаться с ними - всё равно, что оспаривать отражение в зеркале.

О чем бы ни шла речь - о ситуации со свободой слова, уровне доверия читателей СМИ, степени влияния традиционных изданий, их конкуренции с новыми медиа - словом везде, при изучении каждого аспекта, мы опирались на итоги исследования.

Напомним, что было опрошено 600 жителей Пскова и 100 экспертов - представителей исполнительной и законодательной власти регионального и муниципального уровня, руководителей государственных, некоммерческих организаций и бизнес-структур. Социологи проводили личные встречи с сотрудниками администрации области, депутатами областного Собрания, представителями политических партий и других общественных объединений и в ходе интервью выясняли, из каких источников они получают информацию, какие СМИ, по их мнению, в большей степени влияют на события в регионе, видят ли они изменения ситуации с влиянием СМИ на общественно-политическую жизнь и т.д.. Кроме того, эксперты заполняли специально разработанные анкеты.

Благодаря этой работе и удалось создать объективную картину. В рамках итоговой статьи считаем необходимым еще раз обратить ваше внимание на ряд ключевых моментов.

Одной из главных проблем медиасферы Псковской области является то, что у нас фактически отсутствуют независимые СМИ. Ангажированность - вот бич современных медиа.

Ни для кого не секрет, что большинство из них подконтрольны властям. Низкий уровень доверия к таким изданиям привел к падению их популярности у широкой аудитории и постепенной деградации, несмотря на достаточно высокий профессиональный уровень журналистов и редакторов. Все они поставлены в условия, при которых пространства для маневра и трактовок не оставлено.

Во многом схожие проблемы испытывают и оппозиционные СМИ. В их работе также присутствуют жесткая тенденциозность в отработке информационных поводов и ангажированность в анализе социально-значимых тем. В угоду политической конъюнктуре и руководствуясь статусом «борцов с режимом», такие СМИ склонны выстраивать линию на системную демонизацию власти, публикуя исключительно негативный информационный контент.

В итоге, с одной стороны, власть всеми способами лишает их допуска к информации, с другой, они сами ограничивают себя в возможности объективного комментирования социально-политической повестки.

Возможно, ситуация в этом отношении не была бы столь плачевной, если бы само общество демонстрировало заинтересованность в существовании по-настоящему независимых СМИ и свободе слова. Однако к этому общество по большому счету индифферентно.

При таком раскладе, когда доминирует монохромный взгляд на окружающий мир, в выигрыше всегда оказывается тот, кто в состоянии занимать нейтральную взвешенную позицию. И результаты исследования, проведенного экспертами Центра социологии и региональной политики ПсковГУ, это красноречиво подтверждают.

Лидерами в рейтингах популярности и доверия у читателей, слушателей, зрителей являются те СМИ, которые не работают под диктовку органов власти или наоборот - намертво зажаты в «прокрустово ложе» жестких оппозиционных догм, не позволяющих выйти за рамки собственных политических установок. Доверие информационному контенту СМИ сегодня лежит в плоскости предоставления читателю возможности самостоятельно делать выводы и умозаключения.

Однако популярность периодического издания и доверие к нему со стороны аудитории - это лишь два «кита», на которых стоит успех средства массовой информации. Третья составляющая - влияние, иначе говоря - способность СМИ оказывать воздействие на общественно-политические процессы, влиять на принимаемые решения.

Как свидетельствуют результаты исследования, лидерами по степени влияния в Псковской области являются электронные СМИ, значительно опережающие печатные периодические издания. Что, помимо прочего, вновь подтверждает: традиционные медиаформаты постепенно уступают место новым формам мобильного и оперативного получения информации. Способные быстро откликаться на события и оперативно предоставлять потребителям достоверную качественную информацию медиа являются наиболее влиятельными.

Если информация в издании подается предвзято и официозно, то ни доверия у читателей, ни серьезного влияния у него не будет, каким бы тиражом не выпускалась газета и какая бы посещаемость не заявлялась интернет-ресурсом.

При этом самые высокие показатели имеют независимые СМИ (в частности, ПЛН и «Эхо Москвы» в Пскове), постоянно занимающиеся анализом общественно-политической и социально-экономической жизни региона, предоставляющие различные точки зрения по всем важным темам актуальной повестки, регулярно публикующие материалы, которые представляют интерес для тех, кто ответственен за принятие решений, в том числе обладает значительным политическим и административно-хозяйственным весом.

Вместе с тем постепенно в нашу жизнь входят и так называемые «новые медиа» Однако, учитывая структуру населения нашего региона, происходит это далеко не столь стремительно как в мегаполисах. Конечно же, граждане редко когда пользуются единственным источником получения важной для себя информации, предпочитая использовать как традиционные масс-медиа, так и новые форматы. При этом более 50% опрошенных заявили, что именно различные сообщества и группы в social media стали для них одним из предпочтительных источников получения информации.

Таким образом «новые медиа» сегодня уже обгоняют практически все иные каналы доставки контента, кроме новостных лент интернет-СМИ, которые все еще прочно удерживают лидерство - среди предпочитаемых источников получения информации их назвали почти 89% опрошенных.

Особняком в ряду «новых медиа» стоит мессенджер Telegram, совершенно бесплатно предоставляющий возможность любому желающему завести собственный анонимный канал и использовать его по любому назначению. Очень удачно появление Telegram совпало с очередным витком наступления системы на гражданские права и свободы, в том числе свободу слова. Многим показалось, что при помощи нового мессенджера можно без особых усилий обходить эти государственные запреты и безнаказанно производить и публиковать контент любого содержания.

Псковская область достаточно долго оставалась на периферии модного тренда. В политическую жизнь региона анонимные телеграм-каналы стремительно ворвались только в начале 2018 года. На первых порах они росли как грибы после дождя. Кому-то даже могло показаться, что именно за этим - будущее. В самых радикальных прогнозах речь заходила даже о том, что анонимные телеграм-каналы в ближайшие год-два полностью вытеснят официальные СМИ из регионального медиапространства.

Однако всем этим прогнозам не суждено было сбыться. Большинство телеграмм-каналов умерли в течение нескольких месяцев существования. Другие анонимные каналы влачат жалкое существование, пытаясь найти какой-либо эксклюзив, не попавший в официальные СМИ, занимаясь по сути генерированием фейк-ньюз, конспирологичеких версий, ангажированным комментированием новостей региональной политической повестки, почерпнутых как раз из реальных медиа.

В целом степень их проникновения в жизнь региона как минимум сильно преувеличена. Как следствие, уровень доверия к ним пока оставляют желать лучшего. Обычные граждане в основной массе оказались не в курсе существования псковских политических телеграм-каналов. Менее 6% респондентов смогли уверенно назвать хотя бы один ресурс.

В завершении остается добавить, что наблюдаемые в медиапространстве тенденции, к сожалению, дают мало оснований для оптимизма. С высокой долей уверенности можно прогнозировать, что и в дальнейшем, параллельно с общей стагнацией политического процесса, мы будем наблюдать все те же явления, о которых шла речь в серии аналитических публикаций на ПЛН. Увы, но оснований для изменения общей ситуации и создания условий, при которых в регионе появлялись бы независимые и влиятельные медиа, не видно. В этом смысле никаких иллюзий испытывать не стоит. Впрочем, возможно, некоторое изменение ситуации все-таки будет происходить в рамках нового избирательного цикла, прежде всего - в ходе парламентской кампании 2021 года. Как бы то ни было, Псковская Лента Новостей будет внимательно следить за развитием событий и информировать своих читателей о важнейших процессах, происходящих в региональном медиапространстве.

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Псковская область занимает 83 место по уровню зарплат в стране. Почему в регионе маленькие зарплаты?
В опросе приняло участие 6 человек
Лента новостей