Новости партнеров
Общество

Проект «Бережливая поликлиника» в Пскове сведет к минимуму очереди и хождение по кабинетам - эксперт

06.11.2018 13:01|ПсковКомментариев: 20

Проект «Бережливая поликлиника» был задуман Минздравом России еще в ноябре 2016 года, а в Псковской области он реализуется с этого года. В эфире программы «Беседка» на радио «Эхо Москвы в Пскове» (102,6 FM) начальник управления по организации работы с застрахованными филиала АО «Макс М» в городе Пскове Советникова Анна рассказала, какие псковские поликлиники первыми вольются в этот проект и как изменится после этого их работа. Представляем вашему вниманию стенограмму эфира.

- Какова цель создания проекта «бережливая поликлиника»?

- Проект нацелен на внедрение в ежедневную практику принципов бережливого производства и призван свести к минимуму хождение по кабинетам, оптимизировать работу регистратуры и врачей, ведь 60% всего объема медицинской помощи населению оказывается именно в поликлиниках. К сожалению, уровень организации их работы не менялся с очень давнего времени и не позволяет решать современные задачи.

По оценке Минздрава РФ, после применения новых технологий сократится время ожидания врача в поликлинике, также уменьшится вероятность заразиться инфекционными заболеваниями, поскольку потоки здоровых и заболевших людей будут разделяться.

Пилотный проект «бережливая поликлиника» был запущен в 2016 году в Ярославской и Калининградской областях, а также в Севастополе. Партнерами Минздрава по этому проекту стали эксперты «Росатома», к тому времени уже построившие у себя систему работы на «бережливых» принципах.

- Цель проекта абсолютно благая и замечательная – повышение доступности медпомощи и облегчение работы врачей. Что конкретно включает в себя это проект? Как будет облегчать жизнь медиков?

- Бережливая поликлиника предполагает решение следующих задач. Во-первых, это оптимизация работы регистратуры, в том числе, с возможностью электронной записи к врачу. Во-вторых, перераспределяется поток пациентов с увеличением нагрузки на средний медицинский персонал (для профилактики врач не нужен). В связи с этим уменьшается «писанина» у врача и увеличивается время на работу с пациентом, и устраняются несвойственные врачу функции, как, например, запись на процедуры и исследования, решение организационных вопросов, согласования с начальством, что отнимает очень много времени.

- А в каких учреждениях Псковской области планируется организовать «бережливую поликлинику»?

- Первая в Псковской области «бережливая» поликлиника откроется в регионе уже в ноябре 2018 года. Она будет функционировать на базе филиала Псковской городской поликлиники. Филиал АО «Макс М» в Пскове принимает непосредственное активное участие в проекте. «Бережливыми» станут также поликлиники на ул. Кузнецкой, следующим этапом - на ул. Коммунальной и, конечно, детские поликлиники.

- Поликлиника на улице Коммунальной очень ждет какой-то модернизации. Полагаю, она у нас одна из самых востребованных. На ваш взгляд, внедрение «бережливой поликлиники» позволит решить проблему очередей для пациентов в этой и других поликлиниках?

- «Бережливое производство» всегда начинается не со спускаемых сверху установок, а с выявления проблем и поиска их решений прямо на месте. Для этого в каждой поликлинике составлялись списки проблем, в которых и врачи, и пациенты указывали, что их беспокоит и что в поликлинике необходимо исправить. В такие списки попадали, в том числе, сложности с записью на прием, ожидание в очередях, загруженность врачей «бумажной работой», необходимость поиска кабинетов и перемещения по разным этажам здания, что особенно нелегко для пенсионеров и маломобильных групп населения, - то есть все то, что с чем наши граждане сталкиваются уже не один десяток лет.

- Одной из самых острых проблем оказалось проведение диспансеризации?

- Проведение диспансеризации поставлена как приоритетная задача нашим правительством. Мы активно участвуем в этот проекте, информируем население о необходимости прохождения диспансеризации.

В некомфортную поликлинику, где нужно потерять много времени и нервов, здорового человека без особой надобности и так не затащишь. А тут еще углубленный скрининг здоровья, который требует проведения большого числа исследований и неоднократного посещения врача, что обычно занимало несколько недель. За один день не пройдешь. От осознания такой перспективы желание заранее побеспокоиться о своем здоровье у многих быстро проходило. А ведь без профилактики и раннего выявления заболеваний современная медицина, со всеми ее благами и достижениями, такими как средняя продолжительность жизни за 80, – просто немыслима.

- Что же делается для создания комфортных условий пациентов?

- Например, перестраивается работа регистратуры, вводится онлайн-запись на прием, в поликлиниках создаются call-центры. Появляется напольная и настенная навигация, чтобы проще было ориентироваться. Перестраиваются графики работы специалистов и вспомогательных кабинетов.

В более масштабном варианте, который реализуется у нас в поликлинике на Кузнецкой, проводится комплексный ремонт: обустраиваются входные группы и места ожидания, в том числе, для посетителей с ограниченными возможностями, разводятся потоки здоровых посетителей, прибывших на профилактические осмотры, и заболевших, в частности, пациентов с вирусными инфекциями. Модернизируется оснащение рабочих мест, внедряются информационные системы, сокращающие бумажную работу.

Конечно же, важнейший вклад в совершенствование работы медицинских организаций вносит информатизация, которая у нас внедряется на уровне государства. В поликлиниках также активно внедряются информационные медицинские системы. Создаются единые региональные информационные системы, объединяющие все системы медицинских организаций.

Очень удобна и электронная документация. Так, электронные справки, заключения, выписки может быстро сформировать медицинская сестра, а не врач. Кроме того, активно внедряются электронные больничные листы, электронные рецепты для льготного лекарственного обеспечения.

Там, где информатизация уже внедрена, виден реальный ощутимый результат. Медицинская помощь становится более комфортной, быстрой и при этом остается качественной.

Результаты первых «пилотных» поликлиник оказались впечатляющими: время ожидания очереди в регистратуре сократилось в 4 раза, у кабинета врача – в 8,5 раз, а время непосредственной работы врача с пациентом - увеличилось в 2,3 раза.

- Вы сказали, что проект «Бережливая поликлиника» будет внедряться еще и в детских поликлиниках.

- Планируется. Пока что этот пилотный проект реализуется на базе взрослых поликлиник.

- Пациенты нередко жалуются на недоброжелательность персонала в поликлиниках, на отсутствие информации об услугах. Как будут ли решаться эти проблемы в рамках проекта «Бережливая поликлиника»?

- Не секрет, что такие жалобы действительно есть. В рамках проекта вводится психологический тренинг и тестирование для регистраторов и другого персонала, который работает с людьми. В вузах, подведомственных Минздраву России, организованы 9 учебных центров «бережливых технологий», на их базе работают так называемые «Фабрики процессов», которые уже обучили более 2,5 тысяч медицинских работников.

В Псковской «бережливой поликлинике», которая откроется в ноябре, также сейчас проводятся тренинги с психологом по бесконфликтному общению с пациентом. Эти тренинги проходят в частности сотрудники регистратуры, процедурные медсестры. Запланированы также занятия для специалистов поликлиники по работе в Медицинской информационной системе.

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 227 человек
Лента новостей