Новости партнеров
Политика

«Создавать, банкротить, передавать, пока техника не развалится»

30.10.2015 11:12|ПсковКомментариев: 10

46-я сессия Псковского областного Собрания депутатов может войти в историю как исключительный случай, когда региональные парламентарии отказали администрации в принятии поправки в бюджет. Речь шла о выделении 20 миллионов рублей на покупку техники для «Псковавтодора», которую раньше Псковская область уже покупала, только для другой организации.

Вполне естественно, что депутаты усмотрели в предложении администрации признаки банальной «кормушки». Общими сомнениями делились, не взирая на партийную принадлежность. Депутаты-единороссы вместе с оппозицией дружно разносили в пух и прах доводы администрации о покупке «кадээмок» и погрузчиков. Представители разных политических объединений обнаруживали неожиданную общность мнений. В общем, как сейчас модно говорить, сердца бились в такт.

«Десятиминутку» ненависти открыл лидер фракции КПРФ Александр Рогов, повод оказался самый что ни на есть праздничный. Коммунист поспешил поздравить всех с днем рождения комсомола и пожелал оставаться «молодым душой», на что зал отозвался недружными аплодисментами. Сразу после этого первый секретарь обкома делегировал право выступления второму секретарю Виктору Дуле.

«Хочу обратить ваше внимание на один парадокс, которому трудно найти объяснение», - витиевато начал Виктор Дуля. Он обратил внимание на противоречие между пользующейся поддержкой населения внешней политикой Владимира Путина и протестами, которые вызывает внутренняя политика. «2015-й - один из худших годов в вопросах социальной поддержки, зарплаты, обеспечения. Придется еще больше затягивать пояса», - сказал депутат. «Пенсии проиндексируют только на 4%, а еще более серьезным ударом будет перевод бюджетных организаций в автономные», - выразил свое резкое отношение к действиям Кремля товарищ Дуля.

Коммунист плавно перешел к критике закона о капитальном ремонте, который сравнил с пирамидой МММ. Кроме последовательных тезисов КПРФ о сыром и непродуманном законе, кажется, впервые мы услышали от псковского коммуниста предложение о софинансировании взносов на капремонт из федерального бюджета.

Олег Брячак («Справедливая Россия») тоже начал с внешней политики - угрозы военных действий и ситуации в Сирии: «В связи с тем, что наша армия меняется на глазах, получая новое вооружение, а некоторые оборонные заводы уже работают в круглосуточном режиме, важно обратить внимание всех на ситуацию вокруг одного из псковских предприятий». За 10 минут справедливоросс успел провести краткий экскурс в историю псковского радиозавода, занимавшегося выпуском продукции для «оборонки», осветил «тяжелый путь становления» и раскрыл детали продажи заводского имущества.

Пересказывать этот любопытный спич - занятие неблагодарное, советуем посмотреть полный вариант на видеозаписи. Отмечу лишь, что Олег Брячак предложил направить обращение от имени областного Собрания в федеральные органы с целью привлечь внимание к данной проблеме. Комментариев не последовало.

Прежде, чем собственно начать сессию, депутатам пришлось еще раз обсудить «меню». Коммунисты настояли на включении в повестку вопроса о закрытии ГРЭС в Дедовичах. По всей видимости, главную роль здесь сыграл довод Анатолия Копосова о том, что депутаты тоже несут ответственность за ситуацию и должны знать о ней не только из СМИ. Фактически на сессии было два парламентских часа: вначале - про капремонт, в самом конце заседания - про ГРЭС.

А первым в повестке значился вопрос о регистрации нового депутата, обладательницы «мандата Льва Шлосберга (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) » Любови Жильцовой. Запомнился он не представлением нового руководителя фракции «Яблока», а забавной перепалкой между председателем облизбиркома Николаем Цветковым и лидером фракции ЛДПР Сергеем Макарченко.

«Предыдущий депутат согласился или судится?» - решил поинтересоваться Сергей Макарченко у выступающего Николая Цветкова.

«Это находится за пределами компетенции избирательной комиссии», - привычно ответил тот.

«Не получится ли у нас, как в Гдовском районе?» - продолжал сомневаться Сергей Макарченко. Он напомнил про так называемое «дело гдовского депутата Алексея Малова» - как Гдовская территориальная избирательная комиссия выдала мандат следующему депутату, затем суд встал на сторону исключенного из местного парламента депутата с двойным гражданством - и теперь в Гдовском районном собрании сидит 17 человек вместо 16-ти, «и все голосуют». Глава фракции ЛДПР опасается увеличения представительства «Яблока» вдвое и появления 45-го депутата в областном парламенте. «Я одного еле терпел», - откровенничал Сергей Макарченко.

Услышанное заставило вспомнить Николая Цветкова эффект дежавю. По его словам, «соответствующий кандидат от КПРФ» исключен из списка партии, и «вся избирательная система признает только одного депутата - товарища Уралова».

«По нашей ситуации ответьте», - подключился к разговору спикер Александр Котов («Единая Россия»).

Николай Цветков заявил, что «все предельно понятно», и вопрос находится «за пределами компетенции избирательной комиссии», в соответствии с законом мандат получил депутат из 11-й региональной (печорско-палкинской) группы списка «Яблока».

«Я поставлю вопрос по-другому, - продолжил расспросы Макаченко. - В случае, если нашему, надеюсь, все-таки бывшему, коллеге отдадут мандат, как вы разберетесь с ситуацией?»

«Мы никак не будем разбираться в этой ситуации, разбираться будет Собрание», - отрезал глава облизбиркома.

«Вы нас ставите в такую позу. Вы мандат у Малова не отобрали, а потом «находится за пределами нашей компетенции, компетентный вы наш», - процитировал выступающего Сергей Макарченко. Вы чего будет делать, стул лишний поставите?»

«Возможно и так», - ответил Николай Цветков.

«Псковское областное Собрание мандаты не раздает», - категорично ответил либерал-демократ.

«Источником власти является многонациональный народ», - удачно пошутил Цветков, спровоцировав смех в зале.

Что до самого новоявленного депутата от «Яблока», то она отметилась на первой для себя сессии лишь дежурным вопросом на «парламентском часе» по капремонту. Любовь Жильцова спросила у докладчика, насколько исправно вносят платежи за собственность муниципалитеты (ответ - дисциплина тоже хромает, но в целом - лучше, чем у населения).

Также депутаты узнали от председателя комитета по строительству и ЖКХ Дмитрия Быстрова о рассмотрении первых исков в судах к неплательщикам. Примечательно, что активнее всех задавали вопросы члены фракции «Единая Россия», причем вопросы были действительно любопытные: например, как быть с домами, где средний возраст жильцов порядка 65-70 лет и им не дождаться очереди, не «растают» ли деньги фонда капремонта без поддержки государства, не повлечет ли создание отдельных счетов срыв ремонта и будут ли платить жильцы после проведенного ремонта.

Главный итог обсуждения – Собрание заявило о готовности поддержать обращение к федеральным органам власти о софинансировании взносов на капремонт. «Наевшись» обсуждением на парламентском часе, депутаты позже согласились с сохранением размера взносов на капремонт в 2016 году без всяких дискуссий.

Самой неординарной частью сессии стало обсуждение изменений в закон о бюджете на 2015 год. Председатель парламентского бюджетного комитета Борис Полозов («Единая Россия») задал «финансовому» вице-губернатору Татьяне Бариновой вопрос об эффективности снятия 20 млн рублей с ремонтных работ на дорогах и передаче для приобретения транспорта во вновь создаваемое ГБУ «Псковавтодор». «Несколько лет назад были созданы ДЭУ-1, ДЭУ-2, ДЭУ-3, они также наполнялись основными средствами из областного бюджета, отдельные из них приватизированы, банкротятся. Теперь мы вновь приобретаем у тех же организаций часть этой дорожной техники», - напомнил депутат.

Ответы Татьяны Бариновой про смоленский опыт работы и некую «экономию расходования средств» убедительными не показались.

«По сути мы повторяем, что было с ДЭУ-1 и ДЭУ-3, - присоединился председатель Собрания Александр Котов. - В результате они стали банкротами. Теперь мы создаем такую же организацию, вкладываем бюджетные деньги. Непонятно, что изменится. Перспектива нас пугает, не получится ли то же самое, что сейчас?».

Борис Полозов сообщил, что на его имя поступила справка от руководителя «Псковавтодора» с перечислением номенклатуры всей необходимой техники. Значительная ее часть приобретается у ДЭУ-1, в которое бюджет вкладывался, а теперь снова предлагается выкупать технику за деньги.

Александр Котов предложил обсудить ситуацию на следующем «парламентском часе» с участием дорожных специалистов.

«Не надо выделять денег», - взмолился Сергей Макарченко. По его мнению, повторять подобные «интересные схемы» можно бесконечно. «Сейчас проголосуем, а потом будем слушать специалистов, которые эти деньги потратили, может, и во второй раз, а, может, - в третий. Я не всю историю знаю», - улыбнулся депутат.

«Было заявлено, что на сессии областного Собрания сегодня должно быть дано развернутое объяснение манипуляциям», - выступил Борис Полозов. Он не услышал развернутого ответа ни от председателя дорожного комитета либо заместителя губернатора (оба отсутствовали в момент обсуждения). Поскольку бюджетный комитет в этой части закона решения не принимал, его председатель предложил исключить «переброску средств».

«Поддержу Бориса Геннадьевича, я этими «ДЭУ» очень много и подробно занимался», - напомнил Сергей Макарченко. По его словам, за несколько лет никто не объяснил и не доказал эффективность приватизации предприятий, поэтому надо внести поправку, запрещающую перевод денег на технику. «Такой срочности, чтобы сейчас технику покупать, нет, дайте в этом разобраться. Это очень серьезный вопрос, кто-то придумал себе кормушку серьезную - создавать, банкротить, передавать, пока техника не развалится», - отметил глава фракции ЛДПР.

Борис Полозов прокомментировал предложение о переносе рассмотрения: «Ситуация очень неординарная, мы не имеем права вносить поправки». Надо объявить перерыв, собрать внеочередное заседание бюджетного комитета по данной поправке, оформить, затем проголосовать. Все остальное будет нарушением регламента».

Пока депутаты решали, что делать со спорной поправкой, в зале снова появился вице-губернатор Александр Кузнецов. «Выделение 20 млн для ГБУ «Псковавтодор» - депутаты озабочены тем, что повторяется ситуация с ДЭУ-1 и ДЭУ-3» , - коротко ввел в курс дела спикер.

«Понимаю озабоченность и озадаченность депутатов», - начал Александр Кузнецов. Из его объяснений следовало, что нынешняя дорожная деятельность ДЭУ-1 и ДЭУ-3 «практически сводится к нулю с точки зрения содержания дорог». Поэтому, дабы не сорвать начало зимнего обслуживания, было принято решение купить комбинированные дорожные машины и погрузчики, чтобы ГБУ «Псковавтодор» начало функционировать.

«Во времена губернатора Кузнецова этот вопрос очень сильно обсуждался - почему мы должны были выделять деньги на оплату лизинга. Жаловалось все сообщество дорожное, что ДЭУ работало в суперусловиях. Никто не мог с ними конкурировать. Теперь опять?», - спросил единоросс Алексей Севастьянов.

«Купим технику, она без конкурса не может работать, придется объявлять конкурс», - поделился новыми сомнениями Анатолий Копосов (КПРФ)

Выяснилось, что новое бюджетное учреждение «Псковавтодор» само будет содержать дороги. «Мы с вами создали государственную дорожную организацию, потом акционировали, привели к упадку и теперь выкупаем у них технику», - резюмировал коммунист. Народные избранники засомневались в достаточности 20 миллионов для оснащения и спросили, откуда у руководителей администрации региона уверенность в том, что созданная организация будет эффективнее ДЭУ-1 и ДЭУ-3.

У вице-губернатора нет уверенности, что эти акционерные общества будут и дальше продолжать работу. Они задолжали кредиторам полмиллиарда. Поэтому других вариантов нет, настаивал Александр Кузнецов.

По мнению Александра Котова, проще объявить конкурс для псковских организаций.

У представителя администрации нашелся другой пример – фирма «Северный ветер», которая «пришла с южной стороны» и «убила» третью часть области содержанием, ситуация на дорогах «просто катастрофическая». Предполагается, что «Псковавтодор» сможет выставить на конкурсы часть работ по обслуживанию дорог.

Депутата Анатолия Копосова интересовали вопросы о том, как обанкротились акционированные предприятия и не грозит ли то же самое новой организации.

Игорь Савицкий (КПРФ) заявил, что администрация, по его мнению, неправильно подходит к конкурсам: «Мы сможем найти достойные компании, которые возьмутся обслуживать. Какие бы вы ни были честные, хорошее обслуживание получится менее эффективно, чем у частной компании. Госсектор работает хуже, чем бизнес».

Вице-губернатор Кузнецов не согласился: госпредприятие «ДЭУ- 2» успешно работает с прибылью, в районах, где она занимается дорогами, нет нареканий. Новый пример эффективности только раззадорил депутатов.

«ДЭУ- 2 администрация Псковской области собиралась приватизировать», - напомнил председатель Собрания Александр Котов.

Сергей Макарченко резонно поинтересовался, почему в таком случае были проданы приносящие прибыль ДЭУ-1 и ДЭУ-3, а потом выкупается имущество. По его мнению, чиновнику надо приходить не за деньгами, а признать ошибочность приватизации. Руководитель фракции ЛДПР заявил, что согласен с депутатом Игорем Савицким – надо разбить конкурсы на обслуживание дорог на мелкие лоты, чтобы в них могли участвовать мелкие компании, иначе появится «очередной монстр, пожирающий бюджет».

Эмоции стали зашкаливать, спикеру пришлось попросить говорить потише. Большинство депутатов внимали острой дискуссии парламентских «аксакалов» и «акул бизнеса».

«Мы возвращаемся к тому, с чего начали», - высказался Ян Лузин («Единая Россия»). По его словам, раньше всех убеждали, что необходимо создать госпредприятия. За счет налогов создали невыгодный инвестиционный климат, подняли налоги и налогооблагаемую базу. В Псковской области нет многих льгот, которые присутствуют в соседних областях, зато удалось создать и «накачать» три госпредприятия. Теперь два из них практически банкроты. Ян Лузин призвал поделить конкурсы на мелкие лоты, недобросовестных участников занести в черный список. При таком подходе, по его мнению, сэкономлены будут миллиарды.

«Я слушаю и удивляюсь, - обратился к администрации единоросс Александр Козловский. - С 1917 года говорим о светлом будущем. Не будет этого, о чем вы говорите. Не будет этого! Просто надо об этом забыть. Должны быть конкурсы».

В виду очевидной провальности затеи финансовому управлению осталось только подготовить поправку об исключении перевода 20 миллионов «Псковавтодору». Кто и как будет убирать псковские региональные дороги, можно будет увидеть в самом ближайшем времени. Зима в России обычно приходит неожиданно.

Денис Бахтин

Фото: пресс-служба Псковского областного Собрания депутатов

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 234 человека
Лента новостей