Новости партнеров
Культура

Деньги в валенке

07.04.2021 17:29|ПсковКомментариев: 2

Работу частных музеев формализуют или запретят им так именоваться. Дескать, паразиты зарабатывают на высоком. В Псковской области таких пока еще музеев полно, но живут все по-разному. Одни с помощью музея продают основную продукцию, вторым хватает только на чай для посетителей, третьи вынуждены докладывать из собственного кармана. Посмотрим на сферу пристальнее.

 

На чай

На федеральном уровне рассматриваются поправки в законодательство, которые обяжут частные музеи регистрироваться исключительно в правовой форме частного учреждения культуры. Никаких ИП, ООО или АНО, только ЧУК. Включай свои экспонаты в состав Музейного фонда РФ (плати деньги за экспертизу, взамен получишь массу ограничений), или вычеркивай слово «музей» из названия. Инициатива Минкульта направлена против магазинов и развлекательных центров, действующих под вывеской, вызывающей доверие. Предполагается, что ЧУКи не смогут вести коммерческую деятельность. В качестве преференций Минкульт обещает довольно размытую «возможность участвовать в культурно-гуманитарных проектах по продвижению российских музеев».

В Псковской области среди частных музеев есть такие, куда едут со всей России. В частности, это «Дом Довлатова» в пушкиногорской деревне Березино, где писатель жил во время работы в Пушкинском заповеднике. Туристов на экскурсии принимают с мая до конца сентября. Вложений музей требует больше, чем приносит денег. Избу 1912 года постройки выкупили несколько частных лиц. Среди них реставратор, специалист по печам и изразцам Юрий Волкотруб.

«Довлатов говорил, что после коммунистов, больше всего не любит антикоммунистов. А я после коммунистов и антикоммунистов больше всего не люблю Министерство культуры. Так и напишите. Это учреждение антикультурно», - Юрий Волкотруб довольно резко высказал свое мнение в беседе с обозревателем ПЛН.

Говорит, что его «глубоко не интересуют» законы, инициированные Министерством культуры: «Как только я узнаю, что за их нарушение следует уголовная ответственность, я уберу слово «музей». А до того, мне это будет глубоко безразлично».

Такой же позиции «надо будет — уберем» придерживается и глава крестьянско-фермерского хозяйства «Медовый хуторок» Татьяна Глазова. Музей существует при пасеке и поддерживает продажи.

«Зарегистрироваться в качестве музея достаточно сложно, - Татьяна Глазова уже изучала вопрос. - Получится на меня нагрузка, а я должна заниматься пчелами».

Входную плату на пасеке не берут. «Медовый хуторок» продолжает дело известного пчеловода, инженера-новатора Геннадия Глазова. Когда-то он повесил при входе валенок, куда посетители могут опустить благодарность за знакомство с экспозицией.

Точно так же, в буквальном смысле на чай благодарят музей посетители в палкинской деревне Вернявино. Название пышное - «Краеведческий природно-ландшафтный и духовный музей заповедник "Чирская крыница"». А вот регистрации нет вообще никакой. Несколько энтузиастов с постоянной работой в других местах собрали экспонаты о деревенском быте. Берегут память о происхождении из этих мест Чирской иконы Богоматери, которая в XV веке спасла Псков от эпидемии и находится с тех пор в Троицком соборе. Возродили экологическое объединение школьников «Майский союз», основанное еще до революции. Расчистили пустырь от мусора и создают на этом месте лесосад, выращивая, в том числе, экзотические для этих мест растения, вроде макаронного дерева.

Помещение в цоколе выделила агрофирма «Черская». Денег за аренду и коммуналку не требуют. Там разместились экспонаты и класс для занятий по экологии. В прошлом году передали Обществу слепых 700 кг тыквы, взамен благотворители собрали деньги на бытовку, ее в Вернявино превратили в «визит-центр».

«Не каждая деревня может похвастаться своим музеем, - говорит руководитель «Чирской крыницы» Нина Дмитриева. - Мы решили для своей деревни сделать музей, чтобы ее величайшая история никуда не канула. За экскурсии финансовую плату не берем, люди по своему желанию сбрасываются на чай, для него мы заготавливаем травы, угощаем выпечкой».

«Мы миллионов не зарабатываем»

Взгляд любого проезжающего в Изборск приковывает собрание ретротехники Александра Попова из деревни Тешевицы. В обиходе его называют музеем, но владелец предпочитает название «коллекция». Как в воду глядел.

Еще одна коллекция — кукол - превратилась в музей в Пскове. Он находится на территории рядом с частным домом на улице Ипподромной. Тут же мастерская по реставрации, проводят мастер-классы. «Псковским частным музеем винтажной куклы» руководит ИП Ирина Кендрали. В коллекции 2000 экспонатов, в том числе, выпущенных более века лет назад.

«Мы недостаточно богатые люди, не москвичи и не питерцы, миллионов не зарабатываем. Где-то ножки прикупили от одной куклы, в другом месте ручки, так и собираем, - рассказывает Ирина Кендрали о формировании экспозиции. - Слышали об этом законе. Думаем. Все-таки если где-то зарегистрировался, то плати, а нам платить не с чего. Доходы у нас очень скромные, скромнее не бывает».

Едва ли не единственный частный музей на всю Псковскую область, имеющий статус ЧУКа с момента основания в 2015 году - «Ледовое побоище. Самолва».

«Когда начали работать, решили придать музею юридический статус, - рассказывает заместитель директора Татьяна Наместникова о том, как удалось сработать на опережение. - Регистрацией занимался юрист, что стоит определенных денег. Наш учредитель с ним советовался и принял решение, что мы будем существовать в такой форме».

Понятно желание государства дотянуть надзорные щупальца, куда только дотянутся. Но и зарегулировать вообще всю жизнь тоже невозможно. Если закон будет принят, всего-то и нужно будет убрать слово «музей» из названия. Переименоваться в какой-нибудь центр искусств или клуб любителей меда. Польза от инициативы весьма туманна, остается рассчитывать на то, что и вреда хорошим людям она принесет немного.

Юлия Магера

Теги: #музей
ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 118 человек
Лента новостей