Сцена / Обзоры

Иду на «ГрозуГрозу»

11.02.2018 23:55|ПсковКомментариев: 95

 Столичный Театр Наций представил в Пскове спектакль «ГрозаГроза» с Юлией Пересильд в главной роли

В третий день XXV Пушкинского театрального фестиваля «большую сцену» Псковской драмы ждал аншлаг: желающих посмотреть постановку одного из самых «модных» столичных театров оказалось больше, чем номерков в гардеробе; оба прохода в зале были забиты публикой на приставных стульях, зрители разве что на полу не сидели. Ажиотажу способствовало еще и то обстоятельство, что спектакль (премьера состоялась в Театре Наций 28 марта 2017 года) изначально ставился как «бенефис» актрисы Юлии Пересильд, уроженки Пскова, вне сомнений, достигшей статуса «звезды», ревнивый интерес к творчеству которой не дает спокойно спать местным «интернет-театралам».

Буквально двадцати минут хватило, чтобы оценить и принять концепцию режиссера: как только над сценой включился экран зеркала, в котором, точно в ночном клубе для нуворишей, плескались голые русалки, как только под балалайку певица затянула песенку «Рыба моей мечты» группы «Ленинград», так сразу стало понятно, что «ГрозаГроза» не столько еще одна интерпретация хрестоматийной пьесы Александра Островского, сколько своеобразный «оммаж», отталкивание от учебника литературы. Отсюда и расшифровка удвоенного названия - «Гроза», да не та.

Режиссер не лукавит и не играет со зрителем, а открывает все козыри и бьет наотмашь. Удар! - и измазанный бутафорской кровью Борис (Павел Чинарев) появляется на сцене, падает, раздевается, смывает краску водой, демонстрирует мускулы, предоставляет тело для ощупывания служанкой Глашей (Татьяна Паршина). С этого момента уже все ясно, «все ходы записаны»: чувственные, телесные, физиологические подробности по ходу действия будут нарастать крещендо, как в образцовом порно, от простого обнажения до имитации, рот в рот, полового акта, от намеков на лесбийскую любовь до «комплекса Иокасты».   

 

Весь спектакль представляет из себя как бы удвоенное динамическое изображение: где-то на заднем плане сознания возникают школьные штампы про «луч света в тёмном царстве», а на первом плане бьется в истерическом припадке роскошная и моложавая бой-баба Марфа (Анастасия Светлова), страдающая от недотраха, сатанеющая от сексуального желания к родному сыну Тихону (тот же Павел Чинарев, играющий в «ГрозеГрозе» две главные мужские роли) и ревнующая к собственной невестке. Такой вот извращенный любовный треугольник, и когда Катерина (Юлия Персильд) изменяет мужу, неизвестно, кто больше ревнует - муж или свекровь?

Либретто, то есть значительно сокращенный и переработанный вариант пьесы Островского, неизбежно вытаскивает на сцену новые жизненные реалии и актуальные мотивировки героев, накладывающиеся на знакомый с детства сюжет, как постмодернистский пастиш. Слово «свекровь» не случайно рифмуется с кровью, в народной этимологии означая: «всех кровь».

Когда признавшаяся в измене Катерина вдруг появляется в зале, среди зрителей, обляпанная в крови, она зримо реализует, воплощает изначальный замысел: все персонажи этой драмы кровно связаны друг с другом.

Деспотичная и вздорная Марфа Кабанова - это повзрослевшая Катерина, а обманутый муж Тихон и любовник Борис - даже не двойники, а один и тот же мужчина, слабый, безвольный, подавленный властной матерью. Не исключено, что, когда Катерина родит сына, она повторит жизненную схему Кабанихи, а пожилой Борис будет исполнять перед ней скабрезный эротический танец, как это делает «пронзительный мужик» Дикой (блестящий выход Виталия Кищенко).   

Столь радикальная модернизация вполне объяснима: после премьеры оригинальной пьесы прошло больше ста пятидесяти лет, и уже невозможно ставить «Грозу» на сцене как некую этнографическую историю. К чему? Сегодня уже никому не интересны нравы купеческого быта середины позапрошлого века с его домостроем; в «ГрозеГрозе» перед нами условная семья русских буржуа с достатком выше среднего, и мотивы их поступков - совершенно другие.

Важно, что все они, несмотря на гротеск и где-то карикатуру, вышли абсолютно живыми и убедительными, ведущими себя не так, как «прописано в пьесе».

В финале Катерина не только «забывает» свой знаменитый монолог на полуфразе, но и передумывает топиться, просто растворяясь в беготне по кругу, в пустоте сцены.

Огромная ванна, исполняющая функцию своего рода подвешенного в первом акте ружья, принципиально «не стреляет», обманывает ожидания. Зачем? Если по ходу действия Катерина уже успела два раза бултыхнуться в воду, остужая свою темную энергию. Третий раз был бы явным перебором. А вот постоянные повторы - фраз, поз и целых сцен, например, бессмысленная беготня вокруг ванны по сцене, словно на видео, закольцованном в компьютерную «гифку», - удачно найденный образ нашей повседневности.

Все мы так или иначе напоминаем эту чертову «гифку», и нет никакого шанса прервать дурацкое видео, все это бесконечно пошлое ток-шоу («Говорят есть такие страны, где и царей-то нет православных... где все люди с песьими головами»). Если и получиться куда-то сбежать от навязчивой и дурной определенности, то куда-то совсем вон, - за рампу, за сцену, за кулисы. Что, собственно, и совершает Катерина, в финале одаривая зрителя призрачной, словно театральный дым, надеждой.

Саша Донецкий 

ПЛН в телеграм
Сюжет: Юбилейный Пушкинский театральный фестиваль Дмитрий Месхиев поблагодарил команду, которая сделала XXV Пушкинский театральный фестиваль Четыре спектакля лаборатории Лоевского будут поставлены на псковской сцене Иммерсивный спектакль «Онегин-жест» организаторы XXV Пушкинского театрального фестиваля считают неудачей Дмитрий Месхиев: Наконец-то мы стали делать правильный Пушкинский театральный фестиваль Спектакли XXV Пушкинского театрального фестиваля на сегодня посмотрели более 6 тысяч человек Псковские спасатели следили за сжиганием чучела Масленицы В Пскове сегодня завершается XXV Пушкинский театральный фестиваль «Ура лаборатории Лоевского!» - на Пушкинском фестивале представлен последний эскиз «Мертвые души» покажут сегодня в Псковском драмтеатре в рамках Пушкинского фестиваля Пять коров, или Сколько получал Пушкин за строчку «Евгения Онегина» Создатели Пушкинского театрального фестиваля: Мы не разоряем псковский бюджет Олег Лоевский: Театральная лаборатория на Пушкинском фестивале - это тренинг актерский и режиссерский Арт-директор Пушкинского театрального фестиваля: У нас нет желания устраивать скандалы В Пскове открывается театральная лаборатория Олега Лоевского С завтрашнего дня в Пскове открывается театральная лаборатория Олега Лоевского Два спектакля и лекция о театральном Пскове ждут сегодня участников XXV Пушкинского театрального фестиваля Петербургский театр «Мастерская» Григория Козлова закроет юбилейный Пушкинский театральный фестиваль «Простите, Владимир Владимирович...» «Многоликая Россия» представлена в Пскове в рамках Пушкинского театрального фестиваля «Дурацкие дети. Леля и Минька» представлены в Пскове в рамках Пушкинского театрального фестиваля. ФОТО Звезда «Бандитского Петербурга» сыграет в эскизе спектакля «Как Зоя гусей кормила» на Пушкинском театральном фестивале В рамках Пушкинского театрального фестиваля сегодня будет показан спектакль «Месяц в деревне» и прочитана лекция «Русская оперная классики на современной сцене» Иду на «ГрозуГрозу» Псковичей приглашают сегодня вечером на лекцию о русской литературной классике в современном зарубежном театре В Пушкинских Горах отслужили литию по Александру Пушкину В «Михайловском» наградили победителей конкурса чтецов Моноспектакль «Наше все…Бродский» представил Театр Наций в Пскове. ФОТО Псковский драмтеатр в этом году отправится на «Большие гастроли» XXV Пушкинский театральный фестиваль официально открыт Выставка театральных художников дала старт XXV Пушкинскому театральному фестивалю Юбилейный 25-й Пушкинский театральный фестиваль открывается сегодня в Пскове Порядка 13 тысяч школьников и студентов в Псковской области напишут Пушкинский диктант «Мертвые души» покажут в рамках Пушкинского фестиваля в Великих Луках Пушкинский диктант напишут псковские школьники 8 февраля «Многоликую Россию» представят в рамках юбилейного Пушкинского театрального фестиваля Юлия Пересильд: Каштанка - это синдром, его не вылечить Ведущие театральные критики и театроведы проведут лекции в Пскове Хватало ли Пушкину его жалованья в пять тысяч, узнают зрители XXV Пушкинского театрального фестиваля Организаторы Пушкинского театрального фестиваля рассказали, почему на логотипе появился заяц Две выставки откроются в Пскове в рамках Пушкинского театрального фестиваля Спектакль «Мертвые души» в рамках Пушкинского театрального фестиваля переносится на Большую сцену Спектакль Ивана Маленьких «Онегин. Избранные страницы» покажут в Пушкинском Заповеднике Дмитрий Месхиев пообещал сюрпризы во время закрытия Пушкинского театрального фестиваля Режиссер Николай Русский летом начнет репетиции нового спектакля в Псковском драмтеатре Впервые в России на сцене Псковского драмтеатра будет показан иммерсивный спектакль в жанре социальной хореографии Зрители XXV Пушкинского театрального фестиваля будут решать судьбу спектаклей Пригласить любимых в театр на День всех влюбленных предлагает дирекция XXV Пушкинского театрального фестиваля Государственный Театр Наций вновь удивит псковскую публику В Пскове театр вынужден быть супермаркетом - Андрей Пронин Один из спектаклей Пушкинского театрального фестиваля покажут в буфете Пушкинский театральный фестиваль 2018 года для зрителя станет дешевле Андрей Пронин: Есть отдельное удовольствие - смотреть на Пересильд Программа 25-го Пушкинского театрального фестиваля будет более комфортной для зрителя - Андрей Пронин Представлена афиша постановок Пушкинского театрального фестиваля для детей и семейного просмотра Стала известна афиша лекций и творческих встреч в рамках Пушкинского театрального фестиваля Опубликована афиша спектаклей юбилейного Пушкинского театрального фестиваля В администрации Псковской области обсудили афишу 25-го Пушкинского театрального фестиваля Спектакль «Каштанка» откроет юбилейный 25-й Пушкинский театральный фестиваль
Лента новостей